Рецензия на учебное пособие

Несмотря на кажущиеся изобилие учебной литературы по гистологии, цитологии и эмбриологии, по-прежнему ощущается дефицит учебников, которые бы кратко, научно, наглядно и доступно освещали основные структурные характеристики и морфофункциональные закономерности развития, строения и функционирования клеток, тканей и органов человека и животных.

Рецензируемое учебное пособие подготовлено международным (российско-ирландским) коллективом авторов. Российская группа авторов представлена сотрудниками АО "Ретиноиды" и Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева (ОГУ), а именно: профессором, заведующим кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии медицинского факультета ОГУ Владимиром Ивановичем Ноздриным, доц. Татьяной Александровной Белоусовой, ассистентом Геннадием Александровичем Пьявченко. Ирландия представлена профессором молекулярной и трансляционной медицины Тринити колледжа Дублинского университета Юрием Тарасовичем Волковым.

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов и факультетов, обучающихся по специальности "Лечебное дело" и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, утверждённого приказом № 95 Минобрнауки России от 9 февраля 2016г. по специальности 31.05.01 – "Лечебное дело" (уровень высшего образования – специалитет).

При изложении вопросов возникновения, эмбриональной и постнатальной характеристики клеток, тканей и органов авторы в основном использовали термины, рекомендованные Terminologia Histologica (2009) и Terminologia Embryologica (2014). Авторы использовали также большое число эпонимических терминов (комплекс Гольджи, Граафов пузырёк, клетки Сертоли, клетки Лейдига, Вольфов проток, Мюллеров проток) и др.

В этом пособии весь материал (основные разделы и приложение), а также подрисуночные подписи представлены на двух языках – русском и английском. В каждой теме вначале располагается русский текст, затем всё полностью дублируется на английском языке. Это позволяет пользоваться учебным пособием как русскоязычным, так и англоязычным студентам, которые снова после некоторого перерыва, пришедшегося на 90-е годы, в большом количестве обучаются в российских медицинских вузах и на медицинских факультетах университетов. Многие вузы, ведущие обучение иностранных студентов на иностранном (чаще всего, на английском) языке, испытывают нехватку учебной литературы на иностранных языках. Следует отметить высокое качество английского текста в учебном пособии. Это обусловлено, в первую очередь, хорошим владением авторами английским языком, а также длительным опытом преподавания гистологии англоязычным студентам в ОГУ. Один из авторов и редакторов рецензируемого учебного пособия Ю. Т. Волков в течение двух десятков лет преподаёт в стране, где официальными языками являются ирландский и английский.

Рецензируемое учебное пособие состоит из предисловия, 5 разделов, перечня учебной литературы по гистологии и приложения.

В предисловии изложены методология и дизайн издания.

Раздел 1 "Техника гистологического исследования" (стр. 11-16) небольшой по объёму. В нём изложены рекомендации по технике микроскопирования гистологических объектов, приведены основные этапы приготовления гистологических препаратов и методы окрашивания гистологических срезов.

Раздел 2 "Цитология" (стр. 17-34) состоит из трёх тем: "Клетка и неклеточные структуры", "Цитоплазма" и "Ядро. Деление клетки".

Раздел 3 "Общая гистология" (стр. 35-84) включает четыре темы с подтемами: "Эпителиальные ткани. Железы", "Ткани внутренней среды" (подтемы – "Кровь, лимфа, кроветворение", "Собственно соединительные ткани", "Скелетные соединительные ткани").

Раздел 4 "Частная гистология" (стр. 85-288 содержит 10 тем с подтемами) построен по общему плану и содержит информацию о развитии, структурной и функциональной характеристике основных органов и систем органов человека и животных.

Раздел 5 "Эмбриология человека" (стр. 289-307) включает 4 темы: "Половые клетки. Оплодотворение. Дробление. Бластула", "Гаструляция. Дифференцировка зародышевых листков. Имплантация. Образование провизорных органов", "Гисто- и органогенез", "Плацента".

В перечне учебной литературы (стр. 308-309) приведён список отечественных и иностранных учебников и учебных пособий, изданных в последние годы.

Большой объём книги занимает приложение (стр. 310-374), включающие различные оценочные средства для контроля знаний: теоретические вопросы, систематизированные по разделам предмета, тестовые задания, ситуационные задачи, перечень экзаменационных препаратов с ориентирами для диагностики, пример экзаменационного билета.

По соотношению текстовой и иллюстративных частей издания данное пособие представляет собой синтез учебника и атласа. Текстовая часть издания содержит информацию, необходимую для освоения гистологии, эмбриологии и цитологии. Анализ текста позволяет говорить о значительной работе, проделанной авторами при отборе материала для включения его в пособие. В нём представлен оптимальный минимум информации, необходимой студентам для освоения предмета. В книге не содержится мелких (второстепенных) деталей, которыми изобилуют большинство учебников. Это может оцениваться неоднозначно. Кому-то это понравится, кому-то нет. Предвидя возможные вопросы о краткости текстовой части, авторы в предисловии уведомляют читателей о том, что их пособие не заменяет фундаментальных учебников, предназначенных для углублённого изучения гистологии.

Самой высокой оценки заслуживает иллюстративная часть учебного пособия. Обращает на себя внимание высокое качество помещенного в книге иллюстративного материала. Подавляющее большинство иллюстраций (170 из 171) – это микрофотографии гистологических препаратов. Иллюстративный материал каждой темы расположен непосредственно после текста. Следует подчеркнуть, что все микрофотографии сделаны с оригинальных, причём, очень качественных гистологических препаратов, изготовленных в АО "Ретиноиды". На микрофотографии каждого препарата помещена масштабная линейка, позволяющая определить количественные параметры структур демонстрируемого объекта. При этом, для всех приведённых в книге снимков биологических объектов указана их видовая принадлежность. В книге представлены гистологические препараты органов человека, кролика, крысы, коровы, собаки, свиньи, морской свинки, лягушки. Выбор видов животных, микрофотографии тканей и органов которых помещены в учебном пособии, обусловлен, в первую очередь, сходством микроскопического строения органов и тканей этих животных с таковыми органами и тканями человека. Данные микрофотографии, содержащие информацию не только по качественным, но и количественным показателям (которые можно получить на основе масштабной линейки) изображённых структур, полезны не только в учебных целях. Они также могут быть использованы другими исследователями в качестве эталонных объектов при анализе результатов экспериментальных исследований на данных видах животных.

Следует отметить очень хорошее полиграфическое исполнение книги. Она напечатана на мелованной бумаге, формат 60х901/8 , книжный блок сшит из тетрадей. Книга издана в твёрдом переплёте, у неё цветная целлофанированная обложка.

Рецензируемое пособие, безусловно, будет востребовано студентами и аспирантами медицинских вузов и факультетов при изучении ими дисциплины "Гистология, эмбриология, цитология", а также англоязычной специальной терминологии. Высокий методический уровень издания делает его полезным и для преподавателей медицинских вузов, особенно в процессе преподавания гистологии, эмбриологии и цитологии иностранным англоязычным студентам.

В качестве пожелания для будущих переизданий учебного пособия следует рекомендовать включить в него иллюстративный материал по ультраструктурной характеристике клеток, тканей и органов.

При подготовке нового издания иллюстративный материал целесообразно дополнить гистологическими препаратами, отсутствующими в данном издании, включая поперечный разрез диафиза трубчатой кости, окрашенный методом Шморля; препарат, демонстрирующий непрямой остеогенез; импрегнированные осмием препараты коры больших полушарий, коры мозжечка и спинного мозга; препараты, демонстрирующие структуру внутреннего уха, околоушной железы, а также поперечный разрез кавернозных тел полового члена; весьма желательной была бы и электронная версия данного учебного пособия.

В заключение следует поздравить авторов с завершением работы над книгой и выходом в свет данного издания. Учебное пособие, сочетающее в себе краткость изложения, высокое качество иллюстративного материала, хорошо разработанный методический аппарат будет ценным и полезным пособием, органичным пополнением существующего комплекса учебной литературы по гистологии, цитологии и эмбриологии.

Проф. Н. Н. Шевлюк
Оренбургский государственный медицинский университет