Дольникова О.А.
1,2, Петрова С.Ю.
3,4, Ноздрин К.В.
3, Зиганшин О.Р.
1,2, Латанская О.А.
2
1 – ГБУЗ «Челябинский областной клинический кожновенерологический диспансер», 454048, Челябинск, ул.Яблочкина, 24
2 – ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет», 454092, Челябинск, ул.Воровского, 64
3 – АО «Ретиноиды», 143983, Россия, Балашиха, микрорайон Керамик, ул. Свободы, 1А
4 – Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток имени И.И. Мечникова, 105064, Россия, Москва, Малый Казённый переулок, дом 5а
Аннотация
Целью исследования было выявить особенности применения препаратов с ретинола пальмитатом («Видестим» и «РадевитАктив») в профилактике старения кожи и оценить безопасность и комфорт их применения. Для решения поставленных задач проведено сравнительное клиническое исследование. Пациентки были разделены на группы: в 1 группе (n=28) применяли мазь «Видестим» с 5% ретинола пальмитатом (РП), во 2 группе (n=27) - мазь «РадевитАктив» с 1% РП, 0,005% колекальциферолом и 0,5% токоферола ацетатом; 3 группа (n=20) – группа сравнения. Средства наносили 2 раза в день 90 дней. Пациентки всех групп проходили на первый и девяностый день контрольное исследование, состоящее из сбора анамнеза и осмотра кожных покровов с использованием дерматоскопа Heine Delta 20 Plus с фотофиксацией дерматологической картины. Результаты исследования подтвердили безопасность применения и высокую эффективность применяемых препаратов, проявившуюся в выравнивании рельефа кожи, сглаживании морщин и снижении пигментации.
Ключевые слова: дерматоскопия, старение кожи, персонифицированная терапия, мази с ретинола пальмитатом, колекальциферол, токоферола ацетат.
Введение
Одной из задач современной косметологии является повышение стрессоустойчивости кожи к окружающей среде за счет укрепления собственных защитных механизмов. Такой подход к решению вопроса коррекции возрастных изменений позволяет реализовать ретинола пальмитат, обладающий высоким лечебным потенциалом и широко использующийся в медицинских и косметологических целях для активации репаративных процессов в коже и продления ее функциональной и внешней молодости [1, 2].
Все известные витамины давно и эффективно используются в косметологии. Витамин А называют «витамином-нормализатором», так как воздействуя на живые клетки кожи он способен регулировать процессы пролиферации, дифференцировки и межклеточной коммуникации. Эти свойства широко используются в омолаживающих программах и в программах ухода за жирной и проблемной кожей [3,4,7].
История изучения витамина А началась чуть более 100 лет назад, когда немецкий ученый Вильгельм Степп выделил необходимый для развития эмбриона жирорастворимый фактор из яичного желтка. Открытие в 1987 году рецепторов для транс-РК, расположенных в клеточных ядрах, положило начало изучению механизму регуляции и пролиферации многих типов клеток. Хорошо изучен механизм воздействия ретинола пальмитата на структуры клеток [5, 6, 7]. Проникнув через клеточную мембрану, ретиноиды трансформируются в активные производные и связываются с специальными белками, доставляющими их в ядро клетки, для взаимодействия с ретиноевыми рецепторами. Внутриклеточные активные белки подразделяются на 2 основных класса: CRBP (cellular retinol-binding proteins), белок связывающих ретинол, и CRABP (cellular retinoic acid-binding proteins), белок связывающий РК. Предполагается, что CRBP участвует в метаболизме ретиноидов и депонирует ретинол в клетке, а CRABP – выполняет транспортные функции и доставляет РК в ядро [8, 9,10].
Клинические эффекты и механизмы воздействия ретинола на кожу описаны в множестве статей, ежегодно публикуемых в научной и медицинской литературе [10,11,12]. Легко проникая в роговой слой, ретиноиды контролируют в эпидермисе процессы ороговения и пигментации, а в дермальном слое способствуют восстановлению межклеточного матрикса. Эфиры ретинола депонируются в клетках и по мере необходимости переходят в активную форму, которая связывается с ядерными рецепторами [5,8,9,10].
Выявлено, что даже незначительное отклонение от нормы концентрации ретинола в тканях, сказывается на жизнедеятельности клеток. Прямое воздействие на структуры живых клеток, приводящее не только к активации, но и к подавлению генной экспрессии, требует тщательного контроля за применением столь высокоактивного препарата. Для эффективного и безопасного ежедневного применения косметических средств, содержащих ретинол и его эфиры (ретинилпальмитат и ретинилацетат) необходимо подобрать такую дозу, при которой можно ждать клинических улучшений, без риска возникновения краткосрочных побочных эффектов [4, 6, 7, 8, 9]. Наблюдение необходимо проводить с использованием высокотехнологичного и надежного оборудования.
Дизайн исследования
В исследование были включены 80 здоровых женщин в возрасте от 40 до 55 лет, не имевших в анамнезе системных профессиональных процедур, направленных на коррекцию возрастных изменений кожи. Всем пациенткам были разьяснены цели и задачи исследования, объяснены эффекты применения препаратов с ретинола пальмитатом.
Критерии включения: женщины с признаками возрастных изменений кожи в возрастном интервале 40-55 лет, 2,3 фототип кожи, отсутствие острых заболеваний и обострения хронической соматической патологии, подписанное информированное согласие пациента на участие в исследовании, отсутствие на момент исследования системного приёма высоких доз витамина А, глюкокортикостероидов и цитостатиков, а также витаминов D3 и Е.
Критерии невключения в исследование: беременность, диагностированная дерматологическая патология, декомпенсированная соматическая патология.
Критерии исключения из исследования: аллергические реакций или индивидуальная непереносимость к компонентам препаратов в анамнезе и в процессе исследования, беременность, декомпенсированная соматическая патология.
Сбор анамнеза до исследования наряду с оценкой критериев включения в исследование и критериев невключения в исследование включал сбор данных по типу кожи, системному домашнему уходу (его наличие или отсутствие), использованию по назначению врача менопаузальной гормональной терапии.
Затем пациентки были разделены на 3 группы.
I группа сравнения– 30 женщин от 40 до 55 лет - применяли мазь Видестим® (0,5% ретинола пальмитат) 2 раза в день на кожу лица. II группа сравнения– 30 женщин от 40 до 55 лет - применяли мазь Радевит®Актив (1% ретинола пальмитат, колекальциферол и токоферола ацетат) 2 раза в день на кожу лица. III группа (контроль)– 20 женщин от 40 до 55 лет. В течение всего времени исследования пациентки использовали для умывания мягкие средства, не содержащие веществ с выраженным раздражающим действием.
Таким образом, группы пациенток были стандартизированы не только по возрасту и состоянию здоровья, но и по типу кожи, наличию (или отсутствию) профессионального косметического ухода за кожей лица, системному (или эпизодическому) использованию косметических средств в домашнем уходе, наличию гормональной менопаузальной терапии.
Пациентки групп исследования и группы сравнения, регулярно, в течение 3 месяцев, проходили промежуточное обследование, характеризующие состояние кожи лица, включающие сбор анамнеза и осмотр кожных покровов с использованием дерматоскопии для оценки эффективности и безопасности препаратов. Дерматоскопия с использованием дерматоскопа Heine Delta 20 Plus (Heine, Германия) с последующей фотофиксацией результатов исследования проводилась в средней трети лица.
Результаты исследования
По данным осмотра и анкетирования, до применения средств пациентки изучаемых групп, предъявляли жалобы на сухость и повышенную чувствительность кожи, снижение эластичности кожи, появление морщин и пигментации. После применения препаратов антивозрастной коррекции, содержащих ретинола пальмитат было отмечено по результатам тестирования и данным анамнеза, что выраженную сухость кожных покровов до исследования отмечали 61,5% пациенток I и II групп сравнения, а после 3 месячной терапии только 8,5% пациенток изучаемых групп. Характеризовали кожу как чувствительную до исследования 43% пациенток I и II групп, а после завершения исследования только– 10,4%. По прошествии 3 месяцев все женщины, вошедшие в группы сравнения, отметили выравнивание поверхности кожи за счет уменьшения глубины мелких морщин, повышение эластичности кожи и улучшение цвета лица. Пациентки выразили желание использовать препараты и после завершения исследования.
Анализ результатов дерматоскопии в изучаемых группах (I,II групп и группы сравнения) выявил две основные тенденции изменения кожи до и после использования препаратов с ретинола пальмитатом.
Первый вариант фиксировал уменьшение пигментации и выравнивание рельефа кожи (61%). Первый клинический вариант преобладал в первой группе (0,5% ретинола пальмитат)– 72%, против 28% во второй группе (1% ретинола пальмитат, колекальциферол и токоферола ацетат).
Второй вариант выявил наряду с уменьшением пигментации и выравниванием рельефа кожи, появление тонкого, незаметного при визуальном осмотре шелушения (39%). Второй клинический вариант восстановления кожи преимущественно отмечался во второй группе пациенток – 61%, против 39% пациенток первой группы.
Дерматоскопическая картина в группе контроля до и после исследования не изменилась.
На представленных фото второго варианта отмечается снижение выраженности проявления телеангиоэктазии. Оценить частоту встречаемости выявленного явления сложно, так как не все дерматоскопические снимки, выполненные с средней трети лица фиксируют выраженные сосудистые изменения.
Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Дерматоскопическая картина кожи пациенток 1 и 2 групп до и после лечения.
Первый вариант изменения дерматоскопической картины
Фото 1.1 (до исследования)
Фото 1.2 (после исследования)
Второй вариант изменения дерматоскопической картины.
Фото 2.1 (до исследования)
Фото 2.2 (после исследования)
Дерматоскопическая картина кожи пациенток 1 и 2 групп до лечения выявила неравномерную пигментацию кожи, расширенные устьев волосяных фолликулов, поры потовых желез (фото 1.1 и 2.1.). После проведенного исследования определяется выравнивание тона кожи, сужение устьев волосяных фолликулов (фото 1.2 и 2.2.). Фото 2.2 фиксирует шелушение, не заметное при визуальном осмотре.
На момент завершения исследования (на последней неделе использования препаратов с ретинола пальмитатом) у 2 пациенток (4% от общего количества женщин I и II групп) появилось клинически заметное шелушение, что может быть связано с длительным воздействием на кожу условно высоких концентраций РП.
Фото представлено на рисунке №2
Рисунок 2. Фотография кожи пациентки Б, второй группы после лечения.
На фотоснимке можно наблюдать мелкое слабовыраженное шелушение кожи в области крыла носа, верхней части носогубной складки и периоральной области.
Заключение
Результаты исследования, опираясь на полученные объективные и субъективные данные, выявили значимые для пациенток изменения кожи под действием препаратов с ретинола пальмитатом в увлажненности и чувствительности, говорящие о восстановлении защитного кожного барьера, эффективность которого ожидаемо уменьшилась с возрастом. Важно отметить, что предложенный состав мазей хорошо переносится, быстро впитывается и не оставляет ощущения жирности на коже, что подтверждается лояльностью пациенток к исследованию и желанием продолжать использование средств и после завершения периода наблюдения.
Дерматоскопия, проводимая в течении исследования позволила визуализировать полученные изменения кожи (выравнивание рельефа и осветление кожи). Метод дерматоскопической фотофиксации позволяет не только подкрепить данные полученные и при других методах контроля восстановления кожи, но и увидеть субклинические изменения, не заметные при визуальном осмотре. Применение дерматоскопии в контроле эффективности антивозрастных программ позволит сделать терапию ретинола пальмитатом более персонифицированной, поможет лечащему врачу подбирать индивидуальную продолжительность применения и дозировку препарата для каждого пациента, учитывая его фенотипические особенности.
Оба препарата доказали свою эффективность в восстановлении кожи. Отмечено более значительное влияние мази «Видестм» на рельеф и пигментацию кожи при предложенной схеме применения.. Необходимы дополнительные исследования, чтобы определить специфичность воздействия данных препаратов на все аспекты старения кожи. Кроме того, следует скорректировать схему назначения мази «РадевитАктив» с целью anti-age терапии.
Выводы
Дерматоскопия является объективным и надежным методом фиксации результатов косметологических программ и применения средств домашнего ухода.
Ретинола пальмитат в дозировке 0,5% и 1% позволяет достичь значимых результатов в коррекции антивозрастных изменений в сочетании с комфортом и безопасностью применения.
Список литературы
- Jeong-Eun Kim, Woo-Hyun Kim, Sehyun Kim, Yongjoo Na, Joonho Choi, Yong-deok Hong, Won-Seok Park, Soon-Mi Shim. Bioconversion of retinol and its cell barrier function in human immortalized keratinocytes cells and artificial epidermis– dermis skin. Experimental Dermatology. 2023; 32:822–830
- Альбанова В.И. Роль наружных ретиноидов в устранении признаков старения кожи. Вестник дерматологии и венерологии. Т.97, №4, 2021, с.60-70. [ Albanova V.I. The role of external retinoids in eliminating signs of skin aging. Bulletin of Dermatology and Venereology. vol. 97, No.4, 2021, pp.60-70.]
- Долгополова Е.В., Летяева О.И., Дольникова ОА. Эффективность использования ретиноидов в коррекции возрастных изменений. Сборник 74-й межвузовской (IX всероссийской) итоговой научной студенческой конференции с международным участием, 2020 [Dolgopolova E.V., Letyaeva O.I., Dolnikova O.A. The effectiveness of the use of retinoids in the correction of age-related changes. Collection of the 74th Interuniversity (IX All-Russian) final scientific student conference with international participation, 2020]
- Петрова С.Ю., Альбанова В.И., Ноздрин К.В., Гузев К.С. Основные эффекты воздействия ретинола пальмитата на структуры кожи и принципы его применения в дерматологической практике. Вестник дерматологии и венерологии. 2023, т.-99, №1с.6-17 [Petrova S.Yu., Albanova V.I., Nozdrin K.V., Guzev K.S. The main effects of retinol palmitate on skin structures and principles of its application in dermatological practice. Bulletin of Dermatology and Venereology. 2023, vol.-99, No.1c.6-17]
- Peng Shu, Menggeng Li, Nan Zhao, Yuan Wang, Lanyue Zhang, Zhiyun Do. Efficacy and mechanism of retinil palmitate against UVB- induced skin photoaging. Frontiers in Pharmacology. Fphar 2023.1278838
- Петрова С.Ю., Альбанова В.И. Барьерная функция кожи и роль жирорастворимых витаминов в коррекции ее нарушений // Вестник дерматологии и венерологии. - 2022. - Т. 98. - №3. - C. 24-33. doi: 10.25208/vdv1313
- Opinion of the scientific committee on consumer safety (SCCS) – Final version of the opinion on vitamin A (retinol, retinyl acetate and retinyl palmitate) in cosmetic products. Regul Toxicol Pharmacol. 2017;84:102–104. doi: 10.1016/j.yrtph.2016.11.017
- Yuan Shao, Tianyuan He, Gary J. Fisher, John J. Voorhees, Taihao Quan. Molecular basis of retinol anti-aging properties in naturally aged human skin in vivo. Int J Cosmet Sci. Author manuscript; available in PMC 2018 February 01
- Taihao Quan. Human Skin Aging and the Anti-Aging Properties of Retinol. Biomolecules 2023, 13, 1614
- Eloy Pena-Rodríguez, Mari Carmen Moreno, Bárbara Blanco-Fernandez, Jordi González and Francisco Fernández-Campos. Epidermal Delivery of Retinyl Palmitate Loaded Transfersomes: Penetration and Biodistribution Studies. Pharmaceutics 2020, 12, 112
- Samar Khalil, Tara Bardawil, Carla Stephan, Nadine Darwiche, Ossama Abbas, Abdul Ghani Kibbi, Georges Nemer, Mazen Kurban. Retinoids: A Journey from the Molecular Structures and Mechanisms of Action to Clinical Uses in Dermatology and Adverse Effects. Journal of DermatologicalTreatment. ttp://dx.doi.org/10.1080/09546634.2017.1309349
- Кудревич Ю.В., Кузнецова Е.К., Зиганшин О.Р., Долгушин И.И., Латанская О.А. Алгоритм выбора методов коррекции возрастных изменений кожи. Южно-Уральский медицинский журнал.- 2022.-№1.-С.32-39.[ Kudrevich Yu.V., Kuznetsova E.K., Ziganshin O.R., Dolgushin I.I., Latanskaya O.A. Algorithm for choosing methods for correcting age-related skin changes. South Ural Medical Journal.- 2022.-No.1.-pp.32-39]
Не забудьте вступить в наши группы в социальных сетях!