Фармация Древнего Египта

Автор: К.С. Гузев.

Медицина Древнего Египта представляет большой интерес, но в отечественной литературе, посвящённой истории медицины, эта тема освещена слабо. Авторы учебников по многим медицинским дисциплинам (хирургия, терапия, гинекология, диетека, фармакология, фармация и др.) упоминают о роли врачей Древнего Египта в развитии этих специальностей, но констатация их вклада в науку о здоровье человека очень краткая, и, чаще всего, она почерпнута у предшественников. Наиболее полно медицина Древнего Египта описана в монографии С. Ковнера «История медицины» [С. Ковнер, 1878], а сведения о фармацевтических знаниях врачей Египта можно найти в учебнике И.И. Левинштейна «История фармации и организация фармацевтического дела» [И.И. Левинштейн, 1939].

Считается, что вся медицинская информация, относящаяся к Древнему Египту, собрана в папирусах, названных либо по местам их хранения, либо по имени нашедших их учёных. В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Для провизоров особую ценность представляет самый большой по объёму папирус, носящий имя немецкого ученого-египтолога, представившего его в Европе, – Георга-Морица Эберса.

Георг-Мориц Эберс (1837–1898 гг.) – известный немецкий учёный и романист. Сын берлинского банкира и голландки. Начальное образование получил в пансионе Фребеля (г. Веймар). В Геттингенском университете занимался юриспруденцией, но уже тогда заинтересовался историко-филологическими науками. Во время болезни, приковавшей его к постели на три года, ещё больше склонился к истории и археологии. После выздоровления поступил в Берлинский университет, где окончательно посвятил себя египтологии. Ознакомившись с египетскими собраниями в Европе, он открывает курс египетского языка и древностей в Йене, а после путешествий в Египет, Нубию и Аравию получает кафедру в Лейпциге, где организует музей египетских древностей. Во время второго путешествия в Египет (1782–1873 гг.) ему посчастливилось найти древнеегипетскую рукопись по медицине, которая получила его имя (папирус Эберса) и стала украшением Лейпцигского университетского музея. Изучению этого папируса Эберс посвятил множество научных работ. Работая в университете, Эберс воспитал много учеников и последователей. Он говорил: «Моя наибольшая радость – это то, что они переросли меня». С 1876 года новая болезнь лишила Эберса возможности передвигаться и отдалила его от научных исследований. 1864 год Эберс начинает свою писательскую деятельность. За 16 лет литературного творчества им написаны 12 романов из различных периодов истории Древнего Египта (этот цикл охватывает период со времён царствования Рамсеса II – середина XIV века до н. э. – до первых лет установления над Египтом арабского господства в середине VII века после Рождества Христова), а также несколько романов о европейской истории XVI века. Эти литературные произведения были популярны в Европе и сразу же были переведены на русский язык. Однако, самым известным произведением Эберса был, конечно, медицинский папирус, расшифровке, публикации и популяризации которого он отдал большую часть своей творческой жизни [Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А., 1904.].

Этот папирус был найден при раскопках возле города Фивы, вывезен из Египта в 1872 г. и в настоящее время находится в музее Лейпцигского университета. Он представляет собой свиток, состоящий из 110 страниц по 22 строки каждая, имеет название: «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», и был написан в XVII столетии до н. э., т. е. примерно 3600 лет назад. Содержит около 900 рецептов лечения болезней. Из лекарств в папирусе широко представлены растительные средства, препараты животного происхождения, гораздо беднее выглядит информация о минеральных средствах. Фармацевтическая техника, судя по описанию, состояла из ряда простых приёмов первичной обработки веществ (варка, настаивание, отжимание, процеживание, измельчение, просеивание и т. п.). Из лекарственных форм в папирусе упоминаются мази, пластыри, примочки, припарки, отвары, пилюли, различные благовония, очистительные клизмы, ветрогонные порошки. Особое внимание уделялось препаратам для очищения организма: рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства. [Левинштейн И.И., 1939; Мультановский М.П., 1961].

Этой информации, на наш взгляд, недостаточно для понимания роли этого папируса в развитии фармации, в связи с чем в данной работе была поставлена цель – найти как можно больше новых сведений об этом артефакте и его роли в зарождении фармацевтической науки.

Основным источником информации о папирусе Эберса стали монография Генриха Иоахима «Папирус Эберса. Старейшая книга по медицине» – первый перевод, получивший положительную оценку большинства египтологов, опуб ликованный в 1890 г. в берлинском издательстве Георга Реймера (Georg Reimer) [Joachim H., 1890] – и монография Сирила П. Брайна «Папирус Эберса» – перевод с немецкого вышеназванной монографии, вышедший в Лондонском издательстве Geoffrey Bles в 1930 году [Cyril P. Bryan, 1930]. Необходимо отметить, что книга П. Брайна не является подстрочным переводом монографии Г. Иоахима на английский язык. Этот труд представляет собой результат глубокого анализа немецкого первоисточника, данный в переработанном и систематизированном виде, что облегчает понимание древнеегипетского текста.

Kass Janos. История святых, 1962 (Budapest)

Рис. 1. Kass Janos. История святых, 1962 (Budapest)

В предисловии к монографии Сирила П. Брайна, написанном проф. Лондонского университета Эллиотом Смитом, и в тексте самой книги нами обнаружено множество интересных фактов, ранее неизвестных отечественному исследователю, которые мы представляем ниже.

Рис. 2. Копии титульных листов монографий, использованных при написании работы.

Некоторые сведения о папирусе

Медицинские папирусы, найденные в Египте ранее папируса Эберса, представляют собой разрозненные клочки папирусной бумаги, часто разорванные во многих местах и плохо читаемые по причине их плохой сохранности. Папирус, обнаруженный Эберсом, состоит из отдельных листов, сохранён до мельчайших деталей, легко читается от первой до последней строки. Многие исследователи считают этот папирус самой древней книгой в мире.

Владельцы папируса при попытках сделать перевод этой рукописи столкнулись с серьёзными трудностями, связанными с квалификацией переводчика. Он должен был знать египетский язык, быть врачом, знакомым как с современными познаниями в анатомии, физиологии и терапии, так и с методами лечения болезней практиковавшиеся у древних народов, иметь представление как о давних, так и о современных болезнях, встречающихся в Египте, и способах их лечения. И ещё, он должен был быть информирован о веществах, перечисленных в папирусе и являющихся составными компонентами лекарственных средств. Поэтому несколько последовавших друг за другом переводов текста папируса были признаны явно неудачными.

История приобретения папируса Эберсом не совсем обычна. Ниже приведены несколько цитат из книги П. Браён с подробным описанием этой истории. По мнению английского исследователя Египта, было это так: «Зимой 1872 года, немецкий египтолог, Георг-Морис Эберс, стал владельцем папируса, который по традиции был назван его именем. Во время раскопок в окрестностях города Фивы к нему подошёл богатый египтянин, который, сообщил, что совершил поездку из Луксора специально для встречи с ним. Однако когда египетский гость преподнёс Эберсу практически бесполезный папирус и современную статую Осириса, Эберс дипломатично сообщил своему посетителю, что он был готов заплатить хорошую цену за что-нибудь более ценное. На следующий день вчерашний посетитель вновь появился и вручил Эберсу металлический тубус. Внутри находился завёрнутый в старые ткани от мумии папирус, от вида которого приятно пахнуло египетской древностью. В металлическом цилиндре содержался огромный рулон папирусных страниц. Они были в отличной сохранности, написаны как чёрными, так и красными чернилами. Папирус выделялся чётким и ярким иератическим египетским шрифтом, как будто, он был написан только вчера. Однако календарь на обороте первой страницы указывал дату, соответствующую примерно 1500 году до н. э. Радость Эберса была омрачена некоторой неопределённостью. Египтянин, владелец папируса, не имел представления о стоимости своего имущества, и назначил очень высокую цену. Это было выше цены, на которую рассчитывал Эберс, и на некоторое время судьба драгоценной рукописи была в подвешенном состоянии. Тем не менее, своевременное появление богатого соотечественника, господина Гюнтера, устранила финансовые трудности Эберса, и через несколько месяцев он возвратился в Германию, чтобы пополнить своим сокровищем библиотеку Лейпцигского университета» [Joachim H., 1890]. Из этого текста следует, что Эберс не находил папирус во время раскопок – он вообще в Египте ничего особо интересного и значимого не нашёл, а купил его у местного жителя. Его заслуга состоит в том, что он очень быстро понял важность этой находки, нашёл необходимое количество денег, приобрёл его и передал в дар университетскому музею древностей.

Распространение папируса по миру произошло очень быстро. Менее чем за три года Эберс не только перёвел его на немецкий язык, но представил его миру в виде факсимиле в двух томах, а его компаньон, доктор Стерн, дополнил эту работу латинским словарём. В предисловии к своей монографии Эберс пишет: «Если я смог бы помочь этим трудом стимулировать изучение истории медицины в медицинских кругах, моё намерение было бы полностью достигнуто» [Cyril P. Bryan., 1930]. Этот поступок Эберса был высоко оценён египтологами всего мира. Благодаря этому изданию многие исследователи получили возможность изучать первоисточник, а не его первые, не совсем удачные переводы.

Определение возраста папируса являлось одной из самых сложных задач для Эберса. На оборотной стороне первой страницы имеется календарь, свидетельствующий, что папирус Эберса был написан около 1500 г. до н. э., но даже внутри самого папируса есть множество свидетельств того, что он был скопирован из серии книг, написанных много столетий назад. Так, один отрывок датируется царями I династии (около 3400 г. до н. э.), а в другом отрывке упоминается царица из VI династии. Для установления истинной даты папируса Эберс консультировался с большим количеством специалистов по истории Египта, но в итоге возобладала дата, обозначенная на самом папирусе.

Все исследователи отмечают, что этот папирус необычен. Мало того, что он прекрасно сохранился, но и его оформление было не традиционно – такое не встречалось ни в одном из известных папирусов. На протяжении всей рукописи заголовки различных глав, названия болезней, назначение лечения, вес и дозировки препаратов написаны ярко-красным цветом, причём остальной цвет папируса – чёрный (рис. 3).

Станица папируса Эберса

Рис. 3. Страница папируса Эберса

Папирус Эберса не является книгой в традиционном смысле этого слова. По мнению исследователей, это – набор выдержек, собранных, по крайней мере, из сорока различных источников. Он состоит из большого количества рецептов для лечения ряда заболеваний, названий препаратов, способов их приготовления и применения. В некоторых разделах имеются описания симптомов болезней, далее приводится постановка диагноза. Отдельно описаны работа сердца и сосудов, способы хирургического лечения ран, особое место уделено лечению гнойных ран. Кроме того, в текст папируса вкраплены элементы заклинаний и заговоров. Проведя анализ факсимильного варианта папируса и его немецкого варианта, П. Брайн делает важный вывод, который до настоящего времени никто не смог опровергнуть: «Он (папирус) превосходит по важности все другие медицинские папирусы и в богатстве его содержания, и в его полноте и совершенстве. Это самый большой, самый красиво написанный и лучше всего сохранившийся из всех медицинских папирусов» [6].

В основном, папирус Эберса посвящён лекарственному лечению заболеваний. Кроме того, в нём описано около двух десятков случаев хирургического вмешательства. «Патологические состояния варьируются от ужаливания осы до укуса крокодила, от тривиальной боли до самой отвратительной болезни». По данным C. П. Брайна, в папирусе упоминается около 80 патологических состояний (болезней) человека, и хотя это не относится к фармации, мы приводим перечень этих заболеваний.

Болезни человека, которые лечили врачи Древнего Едипта

  • Абсцессы
  • Аменорея
  • Атерома
  • Бели
  • Беспорядочная работа сердца
  • Бессилие
  • Блефарит
  • Болезни молочных желёз
  • Болезни печени
  • Болезни языка
  • Воспаление
  • Воспаление ануса
  • Воспаление радужной оболочки глаза
  • Выворот века
  • Выделения из уха
  • Вызывание абортов и лактации
  • Выпадение утробы
  • Гангрена
  • Гвинейский червь
  • Геморрой
  • Гидрофтальм
  • Глазные заболевания
  • Глисты
  • Глухота
  • Гнойнички и нагноения
  • Головная боль
  • Головокружение
  • Грануляция раны
  • Диарея
  • Дизентерия
  • Диспепсия
  • Железистые припухлости
  • Жировики
  • Заболевания женских половых органов
  • Запор
  • Импетиго
  • Катар
  • Катаракта
  • Колика
  • Кровоизлияние
  • Круглые черви
  • Лейкома
  • Мелена
  • Мигрень
  • Мочекаменная болезнь
  • Накопление мочи и воспрепятствование её истечению
  • Налёт в гортани
  • Нарушения менструального цикла
  • Нематоды
  • Неровности зубов
  • Облысение
  • Ожоги
  • Опухоли и воспаления брюшины
  • Опухоли кожи
  • Опухоли нервов и сосудов
  • Опухоли, доброкачественные и злокачественные
  • Офтальмоплегия
  • Пингвекула
  • Полиурия
  • Птеригий
  • Рак
  • Раны
  • Ринит
  • Сердечная боль и слабость
  • Сердцебиение
  • Слепота
  • Стафилома
  • Стриктура
  • Трихиаз
  • Увеличенная простата
  • Укус крокодила
  • Укусы осы и тарантула
  • Уплотнение на веке
  • Флюсы и абсцессы
  • Хемоз
  • Цистит
  • Частое мочеиспускание
  • Чесотка
  • Экзема
  • Энтропия
  • Язвы

Как видно из данных, представленных в таблице 1, среди патологий, известных египетским врачам, присутствуют болезни всех систем организма.

Отдельные главы папируса посвящены косметологии: описаны средства для устранения морщин, удаления родинок, украшения тела, для изменения цвета кожи, волос и бровей [Cyril P. Bryan., 1930].

Фармакопея Древнего Египта

Как было отмечено выше, папирус Эберса посвящён лечению заболеваний с помощью лекарств. В нём представлены лекарственные средства, известные и применяемые врачами Древнего Египта. В своей монографии П. Брайн призывает серьёзно отнестись к тексту папируса, т. к. в нём «представлен ряд лекарств, которые фигурируют в английской фармакопее и сегодня». В папирусе имеются описания способов приготовления и применения этих лекарств. Именно поэтому папирус Эберса рассматривается нами как Фармакопея Древнего Египта – т. е. свод правил и законов, по которым должны назначаться, готовиться и применяться лекарственные средства.

Если быть точным, то в папирусе описаны 811 рецептов лекарственных средств. Многие из них состоят из 5–13 компонентов, а один рецепт включает 37 ингредиентов.

Анализ перечня используемых растений, минеральных составляющих и средств, получаемых с помощью животных или из их внутренних органов (табл. 2), позволил установить, что список применяемых растений состоит из 50 наименований, включающих травы, кустарники, деревья. Использовали траву, корни, листья, кору, плоды, семена как от свежих растений, так и в виде высушенного сырья. Из растений получали смолы, масла, соки, стружку (опилки) для приготовления теста и, впоследствии – хлеба. Отдельно надо сказать о таком компоненте, как дрожжи. Применялись дрожжи винные, хлебные, пивные – для сладкого, горького и крепкого пива, а также дрожжи от опиумного напитка и дрожжи для специальной ферментации.

Список используемых животных состоит из 41 наименования. В него входят представители различных классов: млекопитающие, птицы, рыбы и насекомые.

Среди животных встречаются довольно экзотические виды – гиппопотам, дикобраз, крокодил, страус, черепаха. Домашние животные представлены в полном составе – от коровы до кошки и от утки до голубя. Использовались волосы (шерсть), вульва, глаза, желчь, жир (масло), зубы, кожа, копыта, кости, костный мозг, кровь, крылья, мозг, молоко, моча, пальцы (когти), перья, печень, плоть, рога, селезёнка, сперма, твёрдый жир, уши, фаллос, хвост, экскременты, яйца. Обширен перечень насекомых. В него входят безобидные моль и муха, ядовитые скорпион и тарантул, прожорливая саранча и полезная пчела. Среди средств минерального происхождения (45 позиций) применялись металлы (медь, свинец, сурьма), их оксиды и соли, полудрагоценные камни, глины, морская и поваренная соль. Особо следует упомянуть нефть из Ефрата и её высушённую часть – битум. Ранее нам не удавалось обнаружить факт такого раннего её использования [Cyril P. Bryan., 1930].

Удалось выявить некоторые предпочтения врачей Древнего Египта. Так, безоговорочным победителем по упоминанию в папирусе является мёд – дикий, сотовый и варёный, в качестве одного из компонентов лекарств он упоминается 132 раза. Пчелиный воск встречается – 37 раз. Из растений чаще других в папирусе называются лук (81 раз), можжевельник (39 раз), тмин и инжир (по 37 раз), циперус (36 раз), смола акантуса и зерно сорго (34 раза), а также чеснок (21 раз). Продукты, получаемые из растений – растительное масло и ладан – упоминаются в папирусе 87 и 86 раз соответственно. Довольно часто в папирусе встречаются рекомендации по применению свиного сала и животного жира (без указания животного) – 33 и 32 раза соответственно. Среди минералов явное предпочтение отдано морской соли. Она упоминается в рецептах 54 раза. Следующими наименованиями по убыванию в тексте папируса следуют зелёная глина (медь ?) (51 раз), сода (40 раз), свинцовый сурик (31 раз) и ярь медянка (26 раз). Интересно отметить, что в качестве растворителей для лекарств широко использовали воду (88 упоминаний), пиво (58 упоминаний), молоко без указания животного (46 упоминаний) и вино (30 упоминаний). Рекомендовано было использовать простую воду, воду из колодца, родниковую, солёную, минеральную, льняную, щелочную, воду из пруда и дождевую.

Пиво было одним из любимых средств у врачей Древнего Египта. Они использовали простое и сложное (многокомпонентное) пиво, сладкое, горькое, крепкое, холодное, подогретое. Кроме того, использовали пену от пива и осадок от этого напитка. Что касается молока, то египетские врачи применяли женское, коровье и ослиное молоко, при этом различали молоко свежее, кислое или испорченное.

Технологические приёмы, конечно, были очень простыми. Мы не перечисляем их, т. к. они приведены в начале статьи. По этой же причине не повторяем и применявшиеся лекарственные формы. Однако не подлежит сомнению тот факт, что сами лекарства надо было готовить, причём иногда в течение довольно длительного времени. Подготавливать надо было и некоторые вещества, которые в дальнейшем применялись в качестве простых компонентов для лекарств. К ним можно отнести варёный мёд, воск, рыбий жир, растительное масло (оливковое, касторовое), чистую щёлочь, сабур, опий, смолы деревьев и кустарников, ягодные и фруктовые соки. Заготавливали травы, корни, семена, цветы, плоды, ягоды, древесину. Специально выращивали пшеницу, сорго, кукурузу, ячмень, фасоль, лён, лук, чеснок, виноград, финики.

В процессе знакомства с текстом были обнаружены некоторые интересные рекомендации. Например, многие лекарства рекомендовано принимать со сладким пивом – корригентом вкуса. Измельчённые порошки часто смешивали с тестом, катали из него 2–3 шарика и принимали их либо одновременно, либо день за днём, т. е. в этом случае мы видим прототип дозированной формы. Иногда подобный шарик помещали в задний проход, что, с нашей точки зрения, является ничем иным, как будущим суппозиторием, или, по крайней мере, его подобием. Было обнаружено указание на приготовление таблетки. Горькие или неприятные на вкус лекарства предварительно помешали в стручок (прототип капсулы). В качестве основы для мазей применяли мёд или жир, причём гнойные раны чаще лечили мазями с мёдом, представляющим собой гидрофильную основу с большим осмотическим эффектом, а для ускорения заживления очищенных ран использовали мази с большим содержанием жира.

Таблица 2. Перечень лекарственных растений, минеральных веществ и средств, получаемых с помощью животных или из их внутренних органов, которые использовали для приготовления лекарств врачи Древнего Египта
Лекарственные растения Животные Минеральные вещества
  • Акантус дерево (стружка, ягоды, орехи, смола, шипы)
  • Алоэ, Сабур, (зерно, смола, сок)
  • Арабское дерево (порошок)
  • Арбуз
  • Бальзам
  • Бобы сушёные
  • Бузина ягода
  • Виноград
  • Гранат
  • Женский Рид
  • Ива (листья, стружка дерева)
  • Инжир
  • Кедр (смола, стружка)
  • Клещевина (масло касторовое)
  • Кориандр, (плоды)
  • Крокус (южный, из Хиллса, из дельты)
  • Кукуруза
  • Кукуруза красная
  • Латук дикий
  • Лён (стебель, выжимка, семя, льняная вода)
  • Лотос (хлеб, смола, кусочки, древесина)
  • Лук (свежий, зелёный, из оазиса, для еды, внутренность лука, сок)
  • Мак (коробочки, семя, зерно, стебли)
  • Мирра (сушёная¸ сладкая, масло из мирры)
  • Можжевельник (ягоды, кашица)
  • Мята горная (трава, цветы)
  • Настурция
  • Огурец (плод, цветы)
  • Олива (оливковое масло)
  • Пальма (волокна, сок, плод)
  • Платан (смола, молочко, щепки, тесто)
  • Пшеница (солома, зерно, зелёная и высушенная, мука)
  • Рид из Азии
  • Салат
  • Смоковница
  • Солома измельчённая
  • Сосна (шишки, скипидар)
  • Тмин семена
  • Тутовое дерево
  • Фасоль
  • Фенхель
  • Финик (свежий, зелёный, дикий, сок, спелый, с мужской или женской пальмы)
  • Хлеб (тесто, хлеб для еды, ароматный хлеб, бродильный хлеб, хлеб из Лотоса, панировочные сухари, пироги)
  • Циперус папирус (с севера, полевой, луговой, болотный, побеги, трава, шипы)
  • Чёрное дерево Вуд (стружка)
  • Чеснок
  • Шафран (семя, цветы)
  • Ячмень
  • Баран
  • Свинья
  • Вол
  • Газель
  • Гиппопотам
  • Головастик
  • Голубь
  • Гусь
  • Дикобраз
  • Жук
  • Змея
  • Коза
  • Корова
  • Кот
  • Краб
  • Крокодил
  • Ласточка
  • Лев
  • Летучая мышь
  • Лягушка
  • Моль
  • Муха
  • Мышь
  • Олень
  • Орёл-стервятник
  • Оса
  • Перелётная птица
  • Пчела
  • Рыба-меч
  • Саранча
  • Скорпион
  • Собака
  • Страус
  • Тарантул
  • Телёнок
  • Угорь
  • Утка
  • Цепень
  • Черепаха
  • Электрический угорь
  • Ящерица
  • Алебастр (гипс)
  • Гематит
  • Глина Мейсона
  • Гранит
  • Железо из Аполонополиса
  • Индиго
  • Каламин
  • Камень из Мемфиса
  • Камень Нож черный
  • Камень с места встречи Вод
  • Камень с места разлуки Вод
  • Камень из Шор
  • Камень-Нож
  • Клей из статуи
  • Клей из стены
  • Клей из гноя
  • Красная щёлочь
  • Кусочки высушенной нефти (? Битум)
  • Лазурит
  • Медная ржавчина (оксид меди)
  • Медная стружка
  • Медно-ярь-медянка
  • Медный купорос
  • Медь
  • Медь-уголь
  • Минеральная соль
  • Морская соль
  • Натр (щёлочь)
  • Нефть из Евфрата (нефти)
  • Поваренная соль
  • Пыль внутри Статуи
  • Сажа
  • Свежая свинцовая земля
  • Свежая соль
  • Свинец
  • Свинцовый купорос
  • Селитра (с Юга, с Верхнего Египта)
  • Сера
  • Слизь водяная
  • Соль с Севера
  • Соскобы со статуи
  • Старая книга, приготовленная в масле
  • Сурьма
  • Щёлочная вода
  • Щёлочь очищенная

Для приготовления пластыря брали смолу таких деревьев, как кедр, сосна, платан. Не совсем понятно, как врачи Древнего Египта поступали с животными – где их брали и как препарировали органы.

Медицина в Древнем Египте была храмовой, религия являлась её неотъмлемой частью, и поэтому в тексте папируса встречаются заклинания. Этим, наверно, можно объяснить частое повторение цифры четыре: «настаивать 4 дня, варить 4 дня, принимать 4 дня». Вероятно, это как-то связано с числами, священными для врачей Древнего Египта: четыре стихии (огонь, воздух, земля и вода), четыре стороны света, четыре центра космологического учения (Гелиополис, Мемфис, Фивы и Гермополис), четыре столба неба, четыре «канопы», в которые помещались органы тела после смерти. Другого объяснения этому мы пока не нашли.

Заключение

Проведённый анализ текста папируса Эберса свидетельствует, что зачатки фармации как науки присутствовали в Египте 3500 лет назад. Уже в то время были известны полезные свойства большого числа лекарственных растений, металлов, их оксидов и солей, драгоценных и полудрагоценных камней. Особую группу лекарств составляли части домашних или диких животных. Необходимые компоненты заготавливались заранее, хранились и при необходимости использовались. Лекарства готовились в соответствии с написанными рецептами, с соблюдением дозировки и технологической последовательности. Некоторые препараты, употребляемые врачами Древнего Египта, являлись прототипами современных лекарственных форм. Более того, можно предположить о наличии зачатков промышленности по производству наиболее полезных компонентов для этих лекарств. Всё выше перечисленное даёт нам основание утверждать, что, поскольку папирус Эберса представляет собой не только сборник рецептов по лечению различных заболеваний, но и свод рекомендаций по приготовлению лекарств по этим рецептам, с указаним доз и способов применения, этому артефакту по праву может быть присвоено звание Первой Фармакопеи.

Глядя на текст папируса из сегодняшнего дня, начинаешь осознавать, что именно в Египте зародилась «База лекарственных средств», которая в дальнейшем была использована врачами Древней Греции, Древнего Рима и в дальнейшем эскулапами Европы. Эта база используется и нами.

Литература

  1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь / под ред. проф. Андреевского. – СПб., 1904. – Т. XL. – 468 с. (С. 111–112).
  2. Левинштейн И.И. История фармации и организация фармацевтического дела. – М.: Медицина, 1939. – 223 с.
  3. Мультановский М.П. История медицины. – М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1961. – 347 с.
  4. Cyril P. Bryan. The Papirus Ebers. Translated from the German Version – Geoffrey Bles – 22 Suffolk street, Pall Mall, London, 1930. – 167 p.
  5. Joachim H. Papyros Ebers. Das alteste Buch uber Heilkunde. Druck und Verlag von Georg Reimer. – Berlin, 1890. – 215 p.

Все материалы