Подготовленная к изданию в АО «Ретиноиды» редакционной коллегией в составе Т. А. Белоусовой, Д. В. Далина, Е. Г. Крутых, В. И. Ноздрина, К. В. Ноздрина и С. В. Прибылова с участием члена-корреспондента РАМН В.В.Банина в качестве рецензента, данная книга-современное типографское воспроизведение вышедшей в 1872-1873 гг. в издательстве С. Живульта и А. Селиванова тиражированной рукописи лекций видного отечественного ученого и педагога, основателя московской научной гистологической школы профессора А. И. Бабухина, которые он читал студентам медицинского факультета Императорского Московского университета. Ее издание является частью давно и плодотворно проводимой сотрудниками АО «Ретиноиды» и преподавателями кафедры гистологии Орловского государственного университета работы по сохранению творческого наследия и увековечиванию памяти об этом ученом, которая также включает проведение традиционных Бабухинских чтений в Орле, собирающих большое число гистологов из различных городов России (в 2011 г. они пройдут в восьмой раз); открытие мемориальных досок, посвященных Бабухину; и проектирование памятников ему. Надо отметить, что при публикации творческого наследия видных ученых прошлого предпочтение, как правило1 отдается научным трудам. Переиздание же учебников и учебных пособий-достаточно большая редкость.
Лекции Бабухина состоят из трех разделов: «О клетке вообще» (он представлен вводной частью и двумя темами; «Теория произвольного самозарождения» и «Поступательное и молекулярное движение клеток»), «Общая гистология» (подразделен на десять тем: «Эпителиальная ткань», «Соединительная ткань», «Жировая ткань», «Упругая ткань», «Хрящевая ткань», «Костная ткань», «Кост,номозговая ткань», «Ретикулярная соединительная ткань», «Нервная ткань» и «Мышечная ткань») и «Частная гистология» (состоит из восьми тем: «Кровеносная система», «Кровь», «Органы чувств», «Пищеварительный аппарат», «Дыхательный аппарат», «Почки», «Печень», «Нервная система»). После текста на 10 страницах идут иллюстрации ко всем темам, представляющие большой интерес. Завершают книгу приложения:
- «Программа по курсу гистологии, составленная А. И. Бабухиным в 1880/81 учебном году».
- «Обозрение преподавания на Медицинском факультете Императорского Московского Университета и осеннем полугодии 1888 года».
- «Имена наиболее известных ученых, работы которых процитированы в учебном пособии "Гистология по лекциям ордин. проф. А. И. Бабухина"».
- «Бабухинские мемориальные места».
Личность Бабухина, одного из наиболее уважаемых профессоров Московского университета, уже привлекала внимание историков науки ' (а также литераторов-А. П. Чехов, слушавший его лекции во время учебы на медицинском факультете, вероятно, взял у него ряд черт «человека в футляре», доведя их в своем рассказе до карикатурности). «Гистология по лекциям...» примечательна тем, что показывает новые аспекты творческого опыта, уникальных научно-педагогических способностей ученого. Рассуждения Бабухина по ходу лекций дают представление об уровне знаний автора о тех или иных структурах живого, а также о его методических подходах к изложению материала. Так, рассказывая о клетке, Бабухин демонстрирует различные методические приемы, применяемые при изучении этого объекта-метод наблюдения, метод биологического эксперимента, исторический и описательный подходы, а также дискуссионный метод изложения. Подобный подход к представлению лекционного материала имеет целью не только информирование слушателей об отдельных фактах, понятиях и закономерностях, но также развитие у них способности проникать в сущность биологических процессов, понимать взаимосвязь структуры и функций изучаемых тканей и органов. Изложение фундаментальных научных представлений и концепций Бабухин сопровождает анализом социокультурного фона, на котором происходило их возникновение и развитие (см., например, раздел «Теория самопроизвольного зарождения»). Накопленный им педагогический опыт широко использовался последующими поколениями ученых и педагогов, занимавшихся созданием учебной литературы по гистологии для студентов отечественных вузов.
Знакомство с лекциями Бабухина также позволяет проследить начальные этапы формирования отечественной гистологической и цитологической номенклатуры, так как он уделяет большое внимание формулированию терминологических дефиниций, понятий и определений, а также фундаментальных биологических закономерностей. Материал, содержащийся в данной книге, в значительной степени отражает широту эрудиции Бабухина, его блестящее знакомство с достижениями мировой науки того времени.
При изложении данных гистологии и цитологии Бабухин широко использовал сравнительный и эволюционный подходы. Например, при обращении к теме «Кровь» он приводит сведения об особенностях структуры эритроцитов рыб, различных млекопитающих (морская свинка, белка, лама, верблюд, человек). В теме «Органы чувств» при описании гистофизиологии этих органов приводятся сведения о строении органов чувств моллюсков, членистоногих, рыб, амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих. При этом надо иметь в виду, что студенты, которые в то время поступали в университет после гимназий, либо приравненных к ним учебных заведений, были не очень осведомленными в вопросах естественных наук, поскольку упор в гимназиях делался на гуманитарные дисциплины, составляющие основу так называемого классического образования.
Небольшой объем материала, касающийся представлений о клетке, а также его содержание отражают уровень цитологических представлений того времени. Наиболее же обширна тема «Мышечная ткань»-этот факт, видимо, в значительной степени отражает научные пристрастия Бабухина. Его первая научная работа физиологического характера имела название «Тетаническое сокращение сердца» (1860), а серия его работ 1876-1882 гг. была посвящена электрическим органам рыб (развивающихся, как известно, на основе мышечных элементов).
На материале лекций Бабухина хорошо прослеживается процесс синтеза морфологических и физиологических подходов к изучению живых организмов, начало процесса формирования гистофизиологического направления в научных исследованиях и в учебном процессе на кафедрах гистологии российских вузов. Сформированный им гистофизиологический подход оказал большое влияние на формирование и развитие естественнонаучных представлений об организме человека и животных в России. Вообще, надо иметь в виду, что в преподавании естественнонаучных дисциплин во второй половине XIX в. преобладал аналитический, а не синтетический подход. И в частности, структуры человеческого организма нередко изучались без учета их взаимосвязей с функциями, без учета их связей с другими структурами организма. В лекциях Бабухина мы наблюдаем стремление связать воедино сформировавшиеся к тому времени представления о строении организма человека и животных и показать организм в виде стройной иерархически организованной системы. Отражение иерархической организации живой материи-прослеживается и в плане построения лекционного курса. Так, подразделение Бабухиным лекционного процесса на разделы «О клетке вообще», «Общая гистология» и «Частная гистология» отражает уровни иерархической организации живой материи клеточный, тканевой и органный.
В завершение несколько критических замечаний
Для лучшего восприятия читателями материала лекций следовало бы поместить иллюстрации по ходу текста, а не в виде отдельного приложения. Также было бы желательно воспроизвести в натуральную величину ряд страниц оригинального текста Бабухина и поместить их в книге в виде приложения (помещенные в качестве иллюстраций на вклейке между шестой и седьмой страницами фотографии двух страниц лекций значительно уменьшены по сравнению с оригиналом и невооруженным глазом не читаются). В книге имеется весьма ценное третье приложение «Имена наиболее известных ученых, работы которых процитированы в учебном пособии "Гистология по лекциям ордин. проф. А. И. Бабухина"», однако биографические справки представлены для менее чем половины упоминаемых в лекциях ученых.
Книга вводит в широкий научный оборот ценный материал, ранее доступный только узкому кругу исследователей, специализирующихся на изучении истории развития гистологии. Изданные материалы лекций Бабухина, безусловно, будут полезны для преподавателей морфологических дисциплин, а также для всех, кто интересуется историей биологических наук.
Я Я. Шевлюк
Не забудьте вступить в наши группы в социальных сетях!